Фильм «Три цвета: Синий» — первая часть трилогии режиссёра Кшиштофа Кесьлёвского. В названии трилогии режиссёр использует три цвета французского флага с соответствующей символикой: синий — свобода, белый — равенство и красный — братство.
Первый фильм «Три цвета: Синий» — это сага о свободе. Человек, имевший всё, вдруг обретает свободу от всего и от всех. Но нужна ли она ему? И является ли такая свобода настоящей?
Жюли, главная героиня фильма, пережив страшную трагедию, пытается вычеркнуть навсегда своё прошлое и жить дальше. Но прошлое не желает сдавать свои позиции и возвращается в её жизнь вновь и вновь. Возможно потому, что в глубине души она не может, да и не хочет отпускать его. И только это самое прошлое способно заставить Жюли сделать переоценку всего, что было, чтобы наконец найти силы и, главное, желание жить дальше и обрести наконец истинную свободу внутри себя.
В фильмах трилогии много символизма. Например, в первом фильме героиня в момент одиночества и отчаяния с остервенением поедает синий леденец, который был завёрнут в синюю же обёртку. Так режиссёр показывает, как героиня воспринимает эту свободу, внезапно свалившуюся на неё по воле судьбы. А если учесть, что в английском языке слово blue, означающее синий цвет, имеет ещё и такое значение, как депрессия, то символизм становится ещё ярче.
Трилогия относится к категории «фильмы не для всех», и является скорее философским кино, нежели развлекательным.
Про второй фильм трилогии «Три цвета: Белый» вы можете почитать здесь.
Про третий фильм трилогии «Три цвета: Красный» вы можете почитать здесь.
Внимание! Следующий материал является спойлером.
Сюжет фильма
Три цвета: Синий, 1993 г
Молодая семейная пара с дочерью попадает в аварию.
Придя в сознание в больнице, Жюли узнаёт, что её дочь и муж Патрис, известный композитор, погибли.
— Мне очень жаль… Вы, знаете… Ваш муж погиб во время аварии…
— Анна?
— Да, Ваша дочь тоже.
Узнав такое, её первой реакцией было — покончить с собой, чтобы уйти вслед за любимыми.
Она крадёт пузырёк с лекарствами и пытается съесть все таблетки, но в итоге отказывается от задуманного и отдаёт таблетки медсестре, заставшей её в этот момент.
— Я не могу. Я не могу это сделать.
Побывать на похоронах мужа и дочери Жюли не удалось, ей пришлось довольствоваться лишь видеозаписью с похорон.
Жюли начинают одолевать журналисты, так как её муж должен был сочинить концерт в честь объединения Европы.
— Что с концертом в честь объединения Европы?
— Его не существует.
Жюли пытается дать им понять, что её сейчас меньше всего интересует этот концерт, и она не желает общаться с журналистами. Но журналистка не сдаётся:
— Жюли, это правда, что именно Вы писали музыку Вашего мужа?
После выписки Жюли возвращается домой с твёрдым намерением оставить всё в прошлом и начать новую жизнь.
Для этого она решает избавиться от всего, что может напоминать ей о муже и дочери. Она даёт распоряжение юристу.
— Прежде всего Вы оплатите пребывание моей матери в доме для престарелых до конца её дней. Вы обеспечите спокойную старость Мари и садовнику. Вы продадите всё наше имущество. Все деньги поступят на один счёт.
— Но, что же останется Вам?
— Мой собственный счёт.
Затем Жюли выбрасывает черновики партитуры концерта, про который её расспрашивали журналисты.
Вечером она звонит Оливье, коллеге своего мужа, давно и безответно влюблённого в неё, и приглашает его к себе.
— Это Жюли. Вы меня любите?
— Да.
— Давно?
— С тех пор как начал работать с Патрисом.
Утром Жюли прощается с Оливье, давая понять, что больше они не увидятся.
— Вы очень добры, что сделали это для меня, но видите ли, я такая же женщина как все другие. Я дышу, кашляю, у меня бывает кариес. Вы не будете по мне скучать. Вы ведь уже это поняли?
Жюли переезжает в многоквартирный дом, где с трудом привыкает жить в соседстве с другими людьми и их проблемами.
Однажды её находит Антуан, свидетель аварии, и предлагает встретиться, чтобы он мог вернуть ей цепочку с крестиком, которую нашёл на месте аварии.
При встрече Жюли отказывается взять цепочку и предлагает Антуану оставить её себе.
— Вы хотели её вернуть? Оставьте себе.
Однажды в кафе Жюли встречает Оливье. Тот признаётся, что искал её несколько месяцев.
— Я Вас искал.
— И?
— Я Вас нашёл.
Видя, что Жюли явно не нравится его присутствие, Оливье уходит, с обещанием не беспокоить её настолько долго, насколько сможет.
Жюли навещает свою маму в доме престарелых, но та всё время принимает её за другого человека.
— Это я, Жюли.
Жюли пытается высказать свои переживания матери.
— А теперь я поняла, что буду делать только одно: ничего. Я больше не хочу никаких вещей, воспоминаний, друзей, любви или привязанности.
— У тебя есть деньги, девочка моя? На что жить?
— У меня есть всё, что нужно, мама.
— Это очень важно. Нельзя от всего отказываться.
Однажды Жюли случайно видит по телевизору программу, в которой говорится, что концерт в честь объединения Европы вызвался дописать Оливье. Жюли с удивлением видит в программе партитуры, которые, как она полагала, она уничтожила. А также фото своего мужа с незнакомкой, явно говорящее о близких отношениях между ними.
Жюли идёт к Оливье, чтобы поговорить с ним о концерте.
— Вы не можете этого сделать, Вы не имеете права. Это будет совсем другое дело, понимаете?
— Я согласился только попытаться. Я не знаю, получится ли у меня. Я скажу Вам почему. Это способ… способ заставить Вас плакать. Заставить Вас бежать. Это единственный способ, единственный, вынудить Вас сказать «я хочу» или «я не хочу».
Оливье предлагает Жюли послушать, что у него получилось. Сначала Жюли слушает мелодию и делает свои замечания, а потом вдруг спрашивает про незнакомку на фото.
— Кто эта девушка?
Оливье признаётся, что эта девушка была любовницей её мужа, причём уже много лет.
— Скажите мне прямо, она была его любовницей?
— Да.
Жюли находит девушку с фотографии и узнаёт, что та ждёт ребёнка от её мужа.
— Это его ребёнок?
— Да. Но он ничего не знал. Я узнала только после аварии.
Сильно расстроенная открывшейся правдой, и желая с кем-нибудь поговорить, Жюли едет к матери. Однако, в последний момент, она передумывает и уходит.
Она едет к Оливье и предлагает ему показать ей то, что он уже написал. Она вносит свои правки в партитуру и передаёт Оливье запись контрапункта, который по замыслу её мужа должен был появиться в финале концерта.
Жюли отменяет продажу дома и передаёт его матери будущего ребёнка Патриса.
— Я подумала, что он должен носить его фамилию и жить в его доме, здесь.
Вечером Жюли дописывает партитуру концерта для Оливье и предлагает ему приехать за ней, но тот отказывается.
— Я за ней не приеду. Я думал об этом всю неделю. Эта музыка может быть моей музыкой. Наверное, она несколько тяжеловесная и неловкая, но зато она моя. Или Ваша. Но тогда об этом должны знать все.
Жюли соглашается с ним и кладёт трубку. После недолгого размышления она снова перезванивает Оливье и спрашивает, любит ли он её ещё. Получив утвердительный ответ, она отправляется к нему, прихватив с собой партитуру.