Что означает «готовность к школе»?
О таком понятии как школьная готовность сегодня слышал каждый родитель. Многие школы проводят собеседование с психологом, для того чтобы определить уровень готовности будущих первоклашек к школе. Однако, в восприятии многих понятие «готовность к школе» все еще ограничено умением ребенка читать, писать, спокойно сидеть на уроке в течение определенного времени. В то же время, важнейшей составляющей частью общей готовности к школе у будущих первоклассников является сформированность такого качества как школьная готовность.
Понятие школьной готовности

Что же подразумевается под этим понятием? Раскрывая его в общих чертах, отметим, что это комплексное психологическое образование, которое предполагает достаточный уровень развития у дошкольника мотивации, интеллекта, произвольности. Это явление в структуре психики ребенка активно изучается современными педагогами и психологами. В связи с этим, число определений, данных этому понятию, также достаточно велико. Вот некоторые из них.
1) Специфический набор параметров, который говорит об определенном уровне интеллектуальной и социальной зрелости дошкольника, который будет достаточным для начала школьного обучения и успешной школьной адаптации.
2) Зрелость всех биологических и физиологических структур, то есть соответствие развития функциональных система организма ребенка нормативным возрастным показателям.
3) Соответствие уровня развития различных структур головного мозга, а также развития психики задачам, которые ставит перед ребенком школьное обучение. В данном определении можно представить школьную зрелость в трех различных аспектах:
— эмоциональном (умение малыша совладать со своими эмоциями и выполнять задания, являющиеся, возможно, непривлекательными);
— интеллектуальном (развитие восприятия, внимания, мышления);
— социальном (наличие у ребенка выраженной потребности в коммуникации, способность регулировать свое поведение соответственно законам детского коллектива).
При этом, отдельно можно представить два вида школьной готовности: психологическую и физическую. По другому критерию, данное качество делят на умственную (интеллектуальную) и мотивационную (личностную) готовность.
Задача формирования школьной готовности
Независимо от деления на компоненты и виды, все составляющие психологической готовности являются крайне важными для успешной адаптации к школе и освоения учебной программы. Именно сформированность этого качества является залогом полноценного завершения периода дошкольного детства и перехода ребенка на новый этап психического развития. Именно поэтому крайне важным является формирование у дошкольников всех рассмотренных составляющих готовности к школе в типичных для него видах деятельности. Основной формой работы по подготовке к школе, как в детском саду, так и в специализированных центрах для детей является игра – именно в игре ребенком усваиваются необходимые знания и социальные навыки. В то же время, методы «заучивания» на этапе, когда школьная готовность еще не сформирована, не будут иметь эффективности, что следует учитывать родителям, выбирая, куда отдать ребенка на занятия, или занимаясь с ним дома.
Фото на заставке Designed by Freepik