С недавних пор мир детских игрушек начал радикально меняться. Советские пупсы и милые куколки все чаще оттесняются новыми экземплярами, поражающими воображение. Они стремительно притягивают взоры детей и взрослых, которые всегда находятся в погоне за модой. Что же на самом деле представляют собой эти новинки? Как влияют на детскую психику и мышление? Возможно, эти игрушки и вовсе небезопасны для неокрепшей детской психики?

Главная игрушка

Кукла – это, наверное, самая распространенная игрушка среди детей любого возраста. Играют с ними как мальчишки, так и девчонки. Кукольное разнообразие настолько поражает, что систематизировать его невозможно. Можно, правда, выделить следующие критерии: качество материала и способ изготовления. Каждая кукла играет свою роль в игре. Материал для изготовления кукол может быть любым: от ткани и пластмассы до фарфора и дерева. Размеры кукол также разнообразны: от миниатюрного пупса и до полноценной ростовой куклы, которая сравнима с живым ребенком. Также их можно классифицировать по возрасту и половой принадлежности.

Фактически кукла является прообразом человека. Ребенок выбирает ту игрушку, которая способна наиболее точно отобразить его собственное представление о человеке. Когда ребенок играет с куклой, он вникает в человеческий мир, перенося свой опыт, личные переживания и тревоги. Наряду с этим он проигрывает две роли: одна – его личная, другая – это подсознательная личность, которая строит характер и закладывает в сознание основы человеческих взаимоотношений. И все же в такой игре центральным объектом остается кукла – в ее речь ребенок вкладывает свои размышления, тревоги или радости. Таким образом малыш выражает свое внутреннее состояние. Кукла может стать образцом для подражания и давать различные представления о красоте и здоровье, устанавливая границу между добром и злом.

Первая игрушка

Три куклы-младенца на лужайке

Ребенка можно знакомить с куклой практически с младенчества, так как первое, что видит малыш, – это человеческое лицо. Естественно, новорожденные не играют куклами, но, как правило, видя их, они улыбаются и радуются. Поэтому данный шаг очень важен для формирования позитивного микроклимата вокруг вашего малыша.

Активное общение с куклой начинается со второго года жизни, к этому времени ребенок уже начинает подражать своей игрушке. Малыш копирует все те же действия, которые мама проделывает с ребенком. На месте куклы ребенок представляет себя, при этом неважно девочка он или мальчик. Для таких малышей лучше всего подойдут пупсы и куклы-младенцы, в комплекте с которыми должна быть кровать с постельными принадлежностями и детская посуда. Так как ребенок еще не может самостоятельно пользоваться одеждой, то куклу нужно одеть в простой цельный костюмчик, а для купания можно оставить одного раздетого пупса.

К трем годам ребенку интересно разыгрывать сюжетные линии с участием кукол, поэтому у них должны быть четкие черты лица со спокойной неяркой раскраской. Размер кукол может быть от пяти до двадцати сантиметров, чтобы их удобно было держать в руке. Уже в возрасте пяти лет дети выбирают более сложный сюжет для своих игр. Бытовые линии отступают, на смену им приходят новые сюжеты: больничка, магазин, салон красоты и т. д. Для таких игр потребуются куклы размером от двадцати до пятидесяти сантиметров. Также у кукол должно быть много одежды и аксессуаров. Девочки в возрасте шести-семи лет проявляют желание ухаживать за новорожденным. Для такой игры лучше подойдет кукла-младенец. Дайте ребенку возможность проявить свою фантазию и смекалку.

Красотки и монстры

Шарнирная кукла Барби

Вместе с ребенком взрослеет и его кукла. Сегодня огромной популярностью пользуется красавица Барби. О плюсах и минусах кукол, подобных Барби, велось немало дебатов. Минусами данной куклы являются ее неестественные пропорции тела и многочисленные дорогостоящие аксессуары. Но все же о такой кукле мечтает каждая девочка школьного возраста.

Но у куклы Барби уже сегодня есть весомый конкурент – это кукла Братц. Это образ девушки с преувеличенными чертами лица и красочным макияжем. У нее широко распахнутые, ярко накрашенные глаза, пухлые губы и непропорциональные части тела. Такие куклы очень привлекают девочек. Их основной недостаток – весьма вульгарная внешность. Когда у куклы четкий образ, это замедляет процесс фантазирования, так как игрушка привязывает ребенка к определенному формату и не позволяет малышу выйти за его рамки.

Игрушки-монстры вызывают у детей порыв к сражению, гонке. Такие игрушки не позволяют ребенку фантазировать, создавая свою игровую линию, т. е. не позволяют малышу раскрыться.

Выбор куклы

Хорошую игрушку для ребенка следует выбрать по нескольким критериям. У куклы должна быть внешность малыша со спокойным очертанием лица, желательно без половой принадлежности. Также у нее должны быть крепкие волосы для удобного расчесывания. Обратить внимание нужно и на гардероб, который должен соответствовать ее возрасту. Материал для игрушки должен быть хорошего качества.