Игры представляют собой важнейшую составляющую развития ребенка. Правильное наблюдение за поведением малыша в ходе игры является уникальным способом познания детского внутреннего мира.
Наблюдаем со стороны
Чтобы родителям было проще понимать своего ребенка, для этого достаточно просто понаблюдать за его игрой, при этом, ни в коем случае, не нарушая ее естественный ход. Не нужно указывать, что и как делать. Даже если взрослым не нравится поведение ребенка во время игры, критиковать малыша не стоит, иначе ребенок изменит свою игру и она уже будет не настоящей. Аналогично и с похвалой. Если ребенка похвалить за какие-то действия, он захочет их повторять только ради дополнительного поощрения, отказываясь от своих истинных порывов.
Когда ребенок находится в привычной для него обстановке, рядом с надежным взрослым, и чувствует, что его действия принимаются такими, какие они есть, он начнет действительно раскрываться в игре. При нарушении же этих обстоятельств ребенок будет продолжать играть дальше, но при этом все будет делать так, как, по его мнению, этого ждут от него окружающие.
Для самовыражения ребенку нужны различные игрушки. Это не значит, что их должно быть много. Это значит, что они должны быть разнообразными. Так, обычно, у детей могут не найтись игрушки для выражения агрессии, потому что это нехорошо. У мальчиков с этим все-таки дела обстоят лучше, а вот у девочек нет. Но если агрессия ребенка не будет выходить в игре, то она найдет выход в жизни.
Учимся понимать ребенка через игру
Настоящая игра ребенка может показывать то, что он когда-то пережил и какие следы это оставило в его душе, характеризовать то, что ему не нравится, а также показывать этапы его развития.
Иногда ребенок часто повторяет игру по одному и тому же сценарию, в результате заходит в тупик и останавливается. Не нужно подсказывать ребенку, что можно сделать. Однажды наступит момент, когда он сам найдет выход, доиграет ситуацию до конца и больше не будет к ней возвращаться, пройдя этот этап развития.
Бывает такое, что родители недоумевают, почему дети выбирают игрушки, не соответствующие их половой принадлежности. И вроде бы, если девочка взяла машинку — это просто удивительно, а вот если мальчик взял куклу — то это ненормально. Для мальчиков возрастом до 3 лет это распространенное явление. Они, как и девочки, нуждаются в понимании механизмов человеческих взаимоотношений. С такой игрушкой малыш может проиграть семейные ситуации, что в свою очередь послужит развивающим фактором эмоционального развития.
Часто родителей настораживает смена интенсивности действий ребенка. Он активно бегал и вдруг затаился… Что произошло? Но именно в такие моменты ребенок учится понимать себя и свои потребности. Так что это не только не страшно, но даже необходимо и очень важно.
Когда ребенок проигрывает в игре жизненные ситуации и родители понимают, что в душе ребенка есть определенные беспокойства, не нужно пытаться стать психоаналитиками и разъяснять ребенку эти проблемы. Слишком велика вероятность того, что после такого ребенок просто закроется. В данном случае родителям стоит чаще говорить ребенку о том, что они любят его, обязательно подкрепляя свои слова действиями.
Хотя наблюдение со стороны за играющим ребенком дает родителям возможность лучше понять собственное чадо, все-таки не стоит пренебрегать совместными играми. О том, как важно для ребенка время, проведенное с родителями, можно почитать в статье «Детские игры не для взрослых?».