С малых лет родители начинают заниматься всесторонним развитием детей, но мало кто задумывается о финансовом воспитании. Невозможно создать идеальную и универсальную пошаговую инструкцию по детскому финансовому воспитанию, ведь каждый ребенок – индивидуальность со своим характером. Существуют лишь примерные варианты того, как обычно взрослые ведут себя с детьми, когда речь заходит о денежных вопросах.

Варианты финансового воспитания детей

Вариант 1. Классический, или патриархальный

Как происходит:

— Родители сами покупают все необходимые вещи (и придерживаются мнения: всё, что нужно, ребенок попросит сам у родителей).

— У малыша деньги появляются только для оплаты конкретных целей: сдать классному руководителю на ремонт школы ровно 500 рублей, купить билет в кино – ровно 200 рублей, 30 рублей каждый день на проезд до школы и обратно.

Женщина и ребенок складывают деньги в копилку

Что думает ребенок:

Дети точно понимают, что всеми финансами в их семье могут распоряжаться только родители, а ему нужно еще дорасти до своих доходов.

Чем хорош вариант:

Этот вариант воспитания нельзя назвать плохим, так как такой стиль дает чувство защищенности ребенку, даже тогда, когда он окончил университет и еще не полностью встал на ноги.

Чем плох:

Есть определенные риски в таком подходе к воспитанию:

— У ребенка может сформироваться довольно опасная иллюзия – «вырасту – начну зарабатывать – куплю все, что захочу». Понятно, что нереализованные желания могут привести к разочарованиям и нежеланию двигаться дальше.

— Ребенок научится управлять финансами в довольно позднем возрасте путем собственных ошибок и сожалений о неверно потраченных рублях.

Вариант 2. Демократический

Как происходит:

Родители знакомят детей с финансами с малых лет: выделяют какое-то определенное количество денег на неделю, полмесяца или месяц. По мере взросления малыша увеличивается и регулярный родительский лимит.

Конечно, необходимо объяснять важность правильной траты денег, и показывать способы накопления заветных рублей. Например, если ваш малыш уже умеет писать и читать, заведите с ним тетрадочку с пометами о доходах и расходах, расскажите об экономии (вместо лишней шоколадки – рубли в копилочку для будущего велосипеда).

Давайте ребенку возможность «подработать», но делайте это разумно: не надо за каждую услугу платить деньги (например, за помощь папе в гараже или маме по хозяйству). Все должно быть в меру.

Что думает ребенок:

Малыш понимает, что по первому щелчку уже никто не даст ему денег, поэтому он должен рассчитывать все свои расходы (разумеется, родители продолжают покупать вещи первой необходимости, продукты, оплачивать образование и т.д.), если хочет купить вещи своей мечты.

Ребенок держит монетку над домиком и ростком

Чем хорош вариант:

— Ребенок начинает раньше взрослеть и учиться быть самостоятельным.

— Развивается логика и умение думать на шаг вперед, ведь так важно рассчитать финансовые растраты верно.

— Ребенок не испугается однажды довольно большого количества денег в кошельке (например, родительский месячный лимит + стипендия + деньги от подработки) и, возможно, не пустит их на ветер.

Чем плох вариант:

— Не все дети готовы рано повзрослеть, поэтому такой стиль воспитания может привести к чувству детской незащищенности и навязчивой мысли о попытке родителей отмахнуться от своего чада.

Вариант 3. Бестолковый, или попустительский

Как происходит:

— Родители не думают о финансовом воспитании детей и руководствуются в денежном плане обыкновенной нуждой. Если в семье наступает день зарплаты, значит и детям щедро перепадет определенная сумма, если в семье наступает день, когда денег остается только на хлеб и бензин, то родители просто пожимают плечами.

— Ребенку никто не рассказывает о том, что без труда не выловишь и рыбку из всем известного пруда, о том, что деньги нужно уметь правильно расходовать и ценить (в разумных пределах). У детей нет перед глазами примера взрослых о правильном распределении денежных средств.

Чем хорош вариант:

Этот вариант прекрасен тем, что дети не зацикливаются на деньгах в будущем: для них это не цель, а средства для хорошей жизни. Такое восприятие финансов позволяет избежать множества проблем в отношениях с людьми и в собственном бюджете.

Чем плох:

Не стоит бросаться осуждать этот подход, ведь он имеет и свои плюсы. Главным недостатком такого подхода является то, что ребенок не учится правильно распоряжаться своими доходами. Но и это спорный минус, ведь жизнь все равно заставит ваше чадо научиться, более-менее разумно, управлять финансами.

Какой вариант предпочесть

Наверное, глупо будет говорить о том, какой вариант воспитания подойдет вашему ребенку, ведь лучше, чем вы, его никто не знает, а значит, и найти верный поход под силу только вам.

Можно лишь отметить, что необязательно выбирать конкретный стиль воспитания из предложенных трех: попробуйте скомбинировать варианты между собой и обязательно наблюдайте за результатами.