Наше любимое кино. Классика русской литературы, знакомая нам по школьной программе. Экранизация одноименной повести Александра Сергеевича Пушкина из цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» более широко известного как «Повести Белкина».

Тихая неспешная жизнь русской деревни, изумительные пейзажи средней полосы России. Все это, вместе с операторской работой, создает фильму атмосферу сказочности, доброты, уюта и чего-то очень родного. Фильм из разряда тех, которые сколько раз ни посмотри — не надоедает.
Вечное противостояние славянофилов и западников в фильме ярко показывает, что, в конечном итоге, все равно побеждает любовь к России и родине. Ну и конечно же, основная тема — это история любви. Пушкин о любви умел писать как никто. И в прозе, и в поэзии.
Отдельно хочется отметить звездный актерский состав. Кроме совсем недавно покинувшего нас Василия Ланового в фильме снимались также Леонид Куравлёв, Елена Корикова, Дмитрий Щербина, Людмила Артемьева и Екатерина Редникова.
Больше информации о фильме вы можете посмотреть на КиноПоиске.
Сюжет фильма «Барышня-крестьянка», 1995 г.
Где-то в провинции граничат друг с другом два поместья — Тугилово и Прилучино. Владеют этими поместьями два давних врага — помещики Иван Петрович Берестов и Григорий Иванович Муромский. Берестов является истинным славянофилом, а Муромский — западником, именно на этой почве два соседа никак не могут примириться друг с другом. Слишком разные взгляды.
Однажды в Прилучино Григорий Иванович вместе со своей дочерью Лизой обсуждают, что в соседнее поместье вернулся из Дерптского университета сын Ивана Петровича Берестова — Алексей.

— Это к Берестову что ли? Опомнись голубушка! Или ты забыла? Иван Петрович Берестов враг мне. Медведь и провинциал, каких свет не видывал.
Лиза пытается настоять на знакомстве, но отец не примерим.
— Нет, ни его, ни сына его не желаю знать!
В это же время, в поместье Тугилово, хозяева принимают гостей — местных помещиков с дочерьми.
Алексей Берестов, явно скучая, пытается проявлять чудеса гостеприимства. Девушки же, внимательно разглядывая его, с интересом подмечают необычный перстень на руке, и оценивают, насколько Берестов младший походит на романтического героя Байрона Чайльд Гарольда.

После отъезда гостей, желающий поскорее женить сына Иван Петрович, интересуется у того его предпочтениями.

— Все жеманницы.
Алексей просит отца о разговоре.
Вернувшись в дом, Алексей объявляет отцу, что хочет пойти на военную службу.

— Ах, вот ты зачем усы отпустил! В гусары значит метишь?
— Да, в гусары.
Отец удивлен такому решению сына. После университета и вдруг в гусары. Однако Алексей настаивает. Отец напоминает ему о важности, и ответственности быть помещиком.

Алексей соглашается с отцом, но все же настаивает на своем желании.
Тогда старший Берестов разочарованно произносит фразу, актуальную, похоже, во все времена.

Упрямый Алексей заявляет отцу, что все равно добьется своего.

Между тем, гости Берестова приехали с визитом в соседнее Прилучино к Муромскому. Григорий Иванович услышав от гостей, что те обедали у Берестова, не преминул иронично отозваться о своем соседе.

— Щи конечно были, с грибами и пампушками.
— А еще телячья голова под соусом, ушное и гусарская печень.
— И конечно пироги всех видов. Еле дышу.
Григорий Иванович в ответ хвастается своей новинкой.

Не особо удачно испробовав «европейскую игру», гость Муромского Рощин продолжил спор с хозяином дома о том, какие же все-таки традиции лучше: российские или европейские. Тут его жена, взяв молоток для крокета, решительно поставила точку в этом споре.

И, сплюнув на руку, точным мощным ударом пробила мяч через все воротца разом.
Девушки тем временем, сидя в комнате Лизы за чашкой чая, обсуждают более интересную тему. Рассказывая Лизе о поведении Алексея во время их визита в Тугилово, одна из сестер Рощиных заявляет, что знает причину такого поведения.

Она показывает остальным бумажку.


Девушки решают, что Алексей, вероятно, давно уже влюблен в эту таинственную «А.Н.Р.».
Позже Настя, горничная Лизы, отпрашивается у нее в гости.

— Изволь. А куда?
— В Тугилово. К Берестовым. Поварова жена у них именинница. И сегодня приглашала нас отобедать.
Лиза отпускает Настю в гости, с наказом увидеть Алексея, рассмотреть его и доложить ей каков он.

— И носит ли он усы.
— Ну что ж ты несешь, Настя. Ну какие усы?
— Так Вы же загадали на усы! Сами говорили.
В Тугилово слуги отмечают именины жены повара. Молодежь играет в горелки. Тут к ним подъезжает Алексей, некоторое время наблюдает за игрой, и вдруг неожиданно решает присоединиться к играющим.

Алексей бросается за двумя девушками, одной из которых оказывается Настя. Приложив немало усилий он все-таки ловит девушку. Ведя ее обратно к остальным, он признается, что не видел ее раньше и не знает, кто она такая.

— Прилучинская я. Григория Ивановича Муромского, соседа Вашего.
— Этого сумасшедшего англомана?
Настя заступается за своих хозяев, не забыв упомянуть о том, что дочь Муромского «просто загляденье».
Вечером Лиза с нетерпением ждет возвращения Насти из Тугилово. Наконец Настя прибегает, и возбужденно начинает свой рассказ, начав, как водится, издалека. Лиза просит перейти к самому интересному.

Настя, поняв, что довела хозяйку до высшей степени нетерпения, рассказывает ей об игре в горелки, и активном интересе Алексея к девушкам.

— Удивительно хорош. Красавец можно сказать. Высокий, стройный, румянец во всю щеку… и усы. Премиленькие такие усики.
Лиза, вспоминая рассказы Рощиных о «печальном и загадочном Чайльд Гарольде», а также о письме к таинственной «А.Н.Р.», усомнилась в правдивости рассказа Насти. Но та выложила последний железный аргумент о том, что Алексей своим вниманием даже Дуньку не обделил, чем привела Лизу в полное недоумение.

Ложась спать, Лизу вдруг осенило, как можно и ей тоже посмотреть на Алексей. Они с Настей договорились устроить маскарад.

— Ах, барышня, а и в самом деле. Наденьте толстую рубашку, сарафан, да и ступайте себе смело в Тугилово. Ручаюсь Вам, что Берестов уж Вас то не прозевает.
Позже, примерив крестьянскую одежду, Лиза репетирует перед зеркалом встречу с Алексеем.

На следующее утро, переодевшись крестьянкой, Лиза готовится к прогулке в Тугилово.

Блуждая в Тугиловской роще, Лиза слышит собачий лай, и осторожно выглянув из-за дерева, замечает Алексея.

Тот, тоже заметив испуганную крестьянскую девушку, пытается ее успокоить.

Лиза с гордым видом выходит из-за дерева.

Алексей, явно впечатленный видом девушки, высказывает свое восхищение на французском, полагая, что та не понимает ни слова. И тут же решает предложить ей свою помощь.

По дороге Лиза рассказывает Алексею свою заранее приготовленную историю.

— Из Прилучино. Я — дочь Василия кузнеца, иду по грибы. А ты барин Тугиловский , чай?
Алексей, как и Лиза, пытается прикинуться своим камердинером, однако Лиза не дает ему провести себя.

Наткнувшись на огромную лужу, Лиза уж было решила обойти ее сторонкой, но Алексей подхватывает девушки на руки.

Когда он опускает ее на землю, Лиза, начисто забыв о том, что она играет роль крестьянки, возмущенно отчитывает Алексея за излишнюю вольность.

— А что такого?

И, вновь гордо вздернув нос, идет дальше.
Алексей поражен такой реакцией.

Лиза, опомнившись, снова входит в роль, убеждая Алексея, что она много чего наслушалась и нагляделась за барским столом.

— Да ну?
— Ага. Гуд монинг знаешь чё такое?
— Ну что?
— Доброго здоровьичка значит. По-аглицки.
Алексей начинает хохотать, Лиза присоединяется к нему.
Прощаясь, Алексей обещает ей вскоре навестить ее отца, кузнеца Василия. Лиза, испугавшись, убеждает его, что делать этого нельзя, так как она пострадает, из-за своих встреч с барином. В ответ она обещает снова встретиться с ним на следующий день.
За завтраком отец Лизы хвалит ее за утреннюю прогулку, считая это очень полезным занятием. И между делом интересуется, где именно она гуляла. Лиза признается, что гуляла в Тугиловской роще. Григорий Иванович выражает свое неодобрение.

Лиза обещает больше не ходить в Тугилово.
Позже, катаясь с Настей в коляске, Лиза сообщает ей, что больше не пойдет на встречу с Берестовым, так как она дала обещание отцу не появляться больше в Тугиловской роще. Настя убеждает ее, что она может продолжить встречи с Алексеем, ведь никто об этом не узнает. Кроме того, Лиза ведь дала обещание и Алексею тоже.

— И ему обещала. Ах, ты Господи, как же поступить то?
— Да кто узнает? Вам ведь хочется.
По пути они останавливаются у кузницы, чтобы перековать лошадь. Настя указывает Лизе на сидящую неподалеку настоящую Акулину, дочку кузнеца.


Настя продолжает стращать Лизу.

Лиза, помня о желании Алексея посетить кузницу Василия, понимает, что опасения Насти вполне оправданны. Она решает не отказываться от встречи с Алексеем.

Тем временем, в Тугилово, Алексей пишет письмо под диктовку отца.

Внезапно Алексей отвлекается, и просит позволить ему съездить в Прилучино к кузнецу Василию, чтобы перековать лошадь, так как местный кузнец сделал это недостаточно хорошо. Иван Петрович не верит своим ушам.


На следующее утро Алексей взволнованно ожидает прихода Лизы. Она, встретившись с ним, сообщает, что это — их последняя встреча.

Уже влюбленный Алексей не хочет терять любимую и убеждает ее продолжить встречи, так как ничего дурного в них нет. В итоге она соглашается, но берет с него обещание не искать ее в деревне.

Алексей радостно соглашается на все ее условия.
Вернувшись домой, счастливая Лиза признается Насте, что она влюблена и уверена во взаимности своих чувств.


— Вот уж не поверю. С чего это Вы взяли?
— А он мне все время твердил: «Je vous aime». Думал, что я не понимаю. Я ему накрепко приказала про любовь не говорить. Так он по-французски. Понимаешь?
— Жевузем — чё это?
— Я вас люблю, по-французски.
Однажды, не сумев встретиться по случайному стечению обстоятельств, пара решает начать вести переписку. Однако здесь возникла проблема, ведь новоиспеченная «Акулина» якобы не грамотная. Тогда Алексей с готовностью берется за ее образование.

Лиза старательно выводит буквы, между делом хитро поглядывая на Алексея.

Так прошло лето, наступила осень.
Алексей поражается гениальным способностями своей ученицы в образовании.

Пара начинает вести переписку.

В одном из своих писем Алексей пишет Лизе стихотворение.

Я помню очи голубые,
Я помню локоны златые
Небрежно вьющихся власов.
Моей пастушки несравненной
Я помню весь наряд простой,
И образ милый, незабвенный
Повсюду странствует со мной.
Тем временем, отцы семейств Григорий Иванович Муромский и Иван Петрович Берестов сошлись в опасной близости на охоте.


Между соседями мог бы разыграться очередной конфликт, однако судьба решила взять все в свои руки. Лошадь Григория Ивановича внезапно понесла, и он свалился на землю, слегка повредив ногу.

Иван Петрович, как благородный человек, поспешил оказать соседу помощь.

Муромский сначала отказывается, но потом уступает настойчивости Берестова.

Дома у Берестова страстный любитель западной культуры Григорий Иванович, к великому удовольствию хозяина дома, делится секретом приготовления национальных алкогольных напитков.


— Слушаю Вас, милейший Григорий Иванович, и сердце радуется. Я ведь, признаться, полагал, что Вы употребляете какой-нибудь джин или виски.
Под конец Муромский настоял на ответном визите Берестовых в Прилучино на следующий же день. Расстались Григорий Иванович и Иван Петрович чуть ли не лучшими друзьями.

— Я думаю на то была воля Божья.
Вернувшись домой, Муромский рассказывает Лизе о происшествии на охоте, о счастливо закончившейся вражде, и сообщает ей о предстоящем визите Берестовых.

Лиза в панике отказывается выходить к гостям.

Позже Лиза вместе с Настей размышляют над тем, как выпутаться из столь щекотливой ситуации. Настя предлагает снова прибегнуть к маскараду.

— Как это наоборот?
— А как мадам.
Лиза с радостью хватается за эту идею.
Утром, перед визитом гостей, Лиза объявляет отцу, что она готова принять Берестовых, но с условием.

К обеду в Прилучино приезжают отец и сын Берестовы. На такое невиданное событие сбежались посмотреть все дворовые Муромских. Сидя в гостиной в ожидании дам, старший Берестов жалуется Григорию Ивановичу:

— И говорить нечего. Вы, Алексей Иванович, на досуге порасспросите батюшку. Он вам такое расскажет.
Вскоре появляется Лиза, своим видом заставив отца пораженно закашляться. Однако, помня о своем обещании, Григорий Иванович старательно скрывает свое удивление и смех.

Муромский представляет Лизе обоих Берестовых.

Все садятся за стол. За обедом Григорий Иванович продолжает делиться с Берестовым старшим секретами национальных рецептов, а Лиза ведет светскую беседу с Алексеем, старательно меняя голос.

— Рвется в гусары, — вмешивается в разговор Берестов старший.

— Э-э…, как же, как же. В Петербурге, у княгини Выгодской. Помню. Бравый был гусар, — импровизируя на ходу, отзывается Муромский.

Вид Алексея, после последних слов Лизы, явно дает понять, что гусарская служба ему отныне опротивела.
После отъезда гостей Муромские весело обсуждают прошедший визит.

В очередной раз встретившись с Алексеем в образе Акулины, Лиза интересуется его впечатлением.

— Да я ее как-то и не заметил.
Продолжая разговор, Алексей позволяет себе нелестно высказаться о барышне Муромской, что, естественно, задевает Лизу.

— Да во всем. Что ни скажет все глупо. Даже по-англицки.

— Ты во сто раз краше.
Между тем, Иван Петрович Берестов получает подарок от Григория Ивановича.

— От кого?
— Григорий Иваныч Муромский изволили препроводить с личным письмом.
Порасспросив управляющего о родственных связях Муромского, Иван Петрович задумывает женить своего сына на дочке Григория Ивановича.

Не откладывая дела в долгий ящик, Берестов едет с предложением к Муромскому, который с радостью принимает его предложение.

— Признаться с этой стороны, Григорий Иваныч, я никаких препятствий не вижу. Мой ждет не дождется, чтобы я его женил. А Ваша Лиза, на мой взгляд, непременно должна будет его полюбить. Надо только почаще возить их друг к другу в гости. Время и природа все сладят.
— И то верно.
Договорившись о браке, Берестов старший объявляет о своем решении сыну. Алексей, естественно, не согласен с решением отца.

— Что? Так-то ты родительскую волю почитаешь. Добро. Ты женишься! Или я тебя прокляну. А имение как Бог свят продам и промотаю. И полушки тебе не оставлю. Пока же не смей на глаза мне показываться!
Он пишет Акулине письмо, сообщая о том, что отец вынуждает его жениться на Елизавете Муромской, и предлагает ей бежать вместе.


Пытаясь избавиться от нежеланного брака, Алексей в отчаянии едет к Муромским, чтобы поговорить с Григорием Ивановичем. Однако, узнав, что того нет дома, он решает поговорить с Лизой.

Алексей заходит в комнату, где музицирует Лиза, сидящая к нему спиной и не замечающая его.

Занятый своими невеселыми мыслями он не сразу осознает, что именно поет Лиза. И вдруг, он слышит знакомые строки из стихотворения, которое когда-то написал Акулине в одном из своих писем. Он с удивлением смотрит на Лизу.

Она же, закончив пение, оборачивается, и, заметив Алексея, пытается закрыть лицо руками.

Алексей радостно бросается к ней.

В этот момент появляется довольный Григорий Иванович.

Лиза, не выдержав стыда, убегает. Алексей бежит за ней, а Григорий Иванович требует принести образ.

Догнав Лизу, Алексей дает понять, что не осуждает ее за обман.

Подоспевший с образом Григорий Иванович, благословляет молодых на брак.
